Как известно, традиционная фортепианная механика представлена в двух видах: для рояля и пианино. Кардинальное различие между ними: горизонтальное или вертикальное расположение молоточков. Механика пианино имеет вертикальное расположение молоточков. Вследствие этого игровые качества механики пианино, ввиду отсутствия технических решений, значительно уступают игровым качествам механики рояля.
Неравнозначность игровых качеств и свойств механик пианино и рояля создаёт пианисту при переходе с одного инструмента на другой дискомфорт от смены тактильных ощущений и потери уже наработанного на другом инструменте исполнительск /mFontSize»:14} —>
Пианисту для профессионального обучения на инструменте и достижения высоких результатов необходима механика рояля. Проблема качественного извлечения звука, волнующая профессиональных музыкантов, имеет, безусловно, прямое отношение к игровому механизму инструмента. Об этом не раз высказывались пианисты, педагоги, композиторы с мировой известностью.
Требования, предъявляемые современными пианистами к игровому механизму фортепиано, вполне обоснованы, так как усилия, затрачиваемые музыкантом в достижении выразительности музыкальной речи, огромны и не всегда результативны.
Так, например, известный отечественный пианист С. Рихтер желал, чтобы инсво и извлечь крайнее пианиссимо, пианиссимо в высшей степени», так как, по его мнению, «самое сильное воздействие на публику имеет не фортиссимо, а пианиссимо», «самое трудное и важное в музыке — это пианиссимо», «…красивый, хорошо различимый при исполнении тихий звук является самым важным элементом в музыкальной культуре». И добавлял: «… играть форте – это моя работа. А сделать так, чтобы я смог сыграть красивое пианиссимо – это работа рояля и настройщика…»
[1] Монсенжон Б. С. Рихтер. Диалоги. Дневники. – М: Классика-XXI, 2002